Информационно-аналитическая листовка
для малого и среднего бизнеса

30 апреля 2009г. №1

Деловой визит

Новости

Экономика оживляется
Госкомстат России опубликовал данные о промышленном производстве в стране за 1 квартал текущего года. Снижение производства в 1 квартале 2009 года по сравнению с 1 кварталом 2008 года составило 14,3%. Наибольшее снижение производства зафиксировано в автомобилестроении, добыче полезных ископаемых и производстве строительных материалов. В ряде отраслей, несмотря на экономический кризис, продолжается рост: резко увеличилось производство турбин, вагонов, троллейбусов, хорошие темпы роста зафиксированы в нескольких секторах пищевой промышленности.
Если первые два месяца текущего года демонстрировали драматическое снижение производства, то в марте началось уверенное оживление: в этом месяце производство возросло по сравнению с февралем на 11,1%. Кроме того, с марта месяца начали расти цены на производственные товары. На фондовом рынке также наметилась позитивная динамика курса российских акций. В свете итогов первого месяца весны следует всерьез относиться к словам Председателя Центробанка России Сергея Игнатьева, который заявил, что начинается фаза оживления российской экономики, а второй волны кредитного кризиса не произойдет.

А что же в Карелии?
Экономический кризис не обошел стороной и нашу республику. Если в целом за 2008 год производство в Карелии осталось на уровне 2007 года (по предварительным данным индекс производства составил 100,01%), то статистические данные по первым месяцам 2009 года совсем неутешительные. Объемы лесозаготовок за январь-февраль 2009 года снизились на 20%, производство целлюлозы снизилось на 34,5%, производство картона и мешков бумажных сократилось более чем на 70%. Вследствие снижения цен на металлы уменьшились объемы производства железорудного сырья на Костомукшском ГОКе.
Из всех крупных карельских предприятий нормально развивается пока только ОАО «Кондопога»: за январь-февраль 2009 года производство газетной бумаги на предприятии возросло на 2,5%. Новый генеральный директор ЦБК Бибилов В.М. в сложное время экономического кризиса не сваливает проблемы на работников предприятия: сокращения не проводятся, зарплаты выплачиваются вовремя и даже немного повышаются, социальные объекты пока остаются на содержании предприятия.
Ожидается, что эффект девальвации рубля положительно повлияет на финансовые результаты карельских экспортеров.

В лесном хозяйстве пора наводить порядок
Лесной сектор – в числе наиболее пострадавших от кризиса. В прошлом году вследствие снижения объемов строительства резко снизились цены на пиломатериалы. Объемы деревообработки в 2008 году в Республике Карелия сократились на 25,2%.  За первые два месяца 2009 года деревообработка сократилась более чем в два раза. В настоящее время рыночный уровень цен на пиломатериалы убыточен для деревообработчиков.
Снижение спроса со стороны деревообрабатывающей промышленности вызвало сокращение цен на круглые лесоматериалы. Вместо помощи со стороны государства лесозаготовители получили очередное повышение экспортной пошлины в прошлом году до 15 евро за кубометр необработанного леса. В сложившихся условиях у лесоэкспортеров возникает законный вопрос: зачем запрещать экспорт леса, если на внутреннем рынке нет достаточного спроса на их продукцию?
Убытки лесного хозяйства растут. Часть предприятий находится уже в стадии банкротства (ОАО «Пяозерский ЛПХ» и ряд мелких лесозаготовителей). В сложившихся условиях будет окончательно завершен процесс формирования вертикально-интегрированных структур в лесном секторе. Оставшиеся независимые леспромхозы будут выкуплены крупными холдингами, как это уже произошло со многими лесозаготовителями Карелии. За последние 2 года в лесной отрасли произошел значительный передел собственности: ЗАО «Запкареллес» был выкуплен датской компанией «Флекса», ОАО «Муезерский ЛПХ» перешел под полный контроль ЗАО «Инвестлеспром», акционеры ЗАО «Шуялес» продали контрольный пакет акций крупному российскому холдингу.

Лицо номера
В.В. Дубов

Валерий Васильевич Дубов, депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, председатель Комитета по экономической политике и налогам, дал эксклюзивное интервью нашей газете. Высокий представитель законодательной власти Республики ответил на многие вопросы, касающиеся проблем развития карельского бизнеса. Беседовал с Валерием Васильевичем наш корреспондент Маркел Крылов.

-Федеральным законодательством предусмотрена возможность для малого бизнеса по переходу на упрощенную систему налогообложения на основе патента. Данный налоговый режим предусматривает приобретение патента индивидуальным предпринимателем и заменяет уплату всех налогов. С нашей точки зрения, в, итоге выигрывает как сам бизнесмен, так и государство. Валерий Васильевич, будет ли принят этот закон в Республике Карелия?

- Введение упрощенной системы налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей направлено на легализацию таких видов предпринимательской деятельности, которые на сегодняшний день находятся «в тени», то есть фактически не являются объектами налогообложения.
В 2008 году Законодательное Собрание рассматривало и даже приняло в первом чтении проект закона, которым предлагалось введение УСН на основе патента для 6 видов деятельности. В то время федеральное законодательство предоставляло нам такое право. Однако внесенные изменения в Налоговый кодекс в 2008 году исключили положение о том, что законами субъектов РФ определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение УСН на основе патента. Регионам разрешено принимать эту систему налогообложения либо для всех 69 видов деятельности, либо не принимать ее вовсе. Мы рассмотрели эту проблему, и на сегодняшний день Министерство финансов совместно с Минэкономразвития готовят новый законопроект перехода на налогообложение на основе патента. Я думаю, в мае месяце он поступит в ЗС РК, и мы его будем обсуждать.
Мы выяснили, в каких регионах принята эта система налогообложения, а где еще не принята. Примерно в половине субъектов Федерации этот закон уже работает. У каждого региона есть свои причины, по которым этот закон не был принят, в том числе и в нашей республике. Основная проблема в оценке потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, с учетом количества привлекаемых работников, места ведения предпринимательской деятельности и других особенностей. К сожалению, в силу ряда объективных причин мы не можем добиться ни от Минфина, ни от Минэкономразвития, ни от налоговой службы реальных цифр. Нам надо четко представлять, что изменится с принятием этого закона.

-Есть опасность перераспределения налоговой нагрузки?

-Совершенно верно. Поэтому нужно понимать, чего мы хотим добиться. Развить активность бизнеса? Это прекрасно. Если мы часть бизнеса вытащим из тени – это тоже будет хорошо. Мое мнение – нужен дифференцированный подход к решению данного вопроса.
Считаю, что каждый вид бизнеса, который работает у нас в республике, необходимо четко проанализировать: какие налоги платят предприниматели, сколько налогов платят, как им в дальнейшем развиваться, какие налоги может платить малый бизнес? Вот основа этой работы.
Аналитику важно проводить как на региональном уровне (специальная правительственная структура), так и на федеральном. К примеру, налоговая служба РФ могла бы выпустить бюллетень, в котором были бы отражены те изменения, которые произошли в регионах в связи с принятием УСН на основе патента: возросла ли собираемость налогов, стал ли бизнес выходить из тени?
Я не сторонник необдуманного принятия закона. Сначала следует посмотреть, как этот закон работает в соседних регионах, чтобы потом его не переделывать. Для этого мы активно сотрудничаем с другими субъектами РФ и собираем тот опыт, который наработан в стране. К сожалению, этого опыта маловато. Нам недостает аналитики.
В мае месяце мы будем очень тщательно работать над законопроектом по введению УСН на основе патента. Если увидим, что он упростит взаимоотношения малого бизнеса с налоговой службой,  поймем, в чем выигрывает государство от этого закона, то перспективы его принятия я оцениваю как хорошие.

-А что думают сами предприниматели по поводу введения патентной системы налогообложения?

-Мы провели на эту тему серию совещаний с представителями различных отраслей малого бизнеса. Стоит отметить, что мнения разделились в отношении данной системы налогообложения. Тот, чьи интересы связаны с узкой специализацией, выступает за его принятие. Но если у индивидуального предпринимателя многопрофильное производство, да еще и расположено не в одном регионе, то заинтересованность в данном законе резко снижается (патент придется покупать в каждом субъекте, где предприниматель ведет деятельность).

-На ваш взгляд, в чем заключаются достоинства УСН на основе патента, а в чем недостатки?

-Я выделил бы два положительных момента. Первое: выход из тени определенной части малого бизнеса. Второе: упрощение налоговой отчетности. Для государства польза состоит в том, что данный закон подстегнет малый бизнес к активности и ответственности. Недостатки будут снивелированы положительными факторами.

-Как вы считаете, будет ли способствовать данный закон созданию дополнительной налогооблагаемой базы или же может произойти перераспределение между «упрощенкой», ЕНВД и доходами от общей системы налогообложения?

- Мы надеемся, что введение данной системы налогообложения позволит увеличить налоговые поступления за счет увеличения числа объектов налогообложения. Хотя и существует опасность, что весь малый бизнес перейдет на патентную систему уплаты налогов. Именно по этой причине необходимо провести тщательную аналитическую работу.

-На законодательном уровне у регионов существуют широкие полномочия по предоставлению налоговых льгот. Например, право снижать ставку налога на прибыль с 20% до 15,5% и основную ставку налога на имущество. Кроме того, с 1 января 2009 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов по «упрощенке» в зависимости от категорий налогоплательщиков. Валерий Васильевич, планирует ли наш парламент воспользоваться данными полномочиями для того, чтобы помочь бизнесу сократить расходы, связанные с налоговыми платежами?

-Депутаты ЗС РК ежегодно рассматривают закон о налогообложении (№384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия»). Правительство вносит законопроект, и мы работаем над ним. Как правило, этот важный, чувствительный для бизнеса закон принимается только с третьего раза. В Законодательном Собрании идут дебаты, споры, но все же закон принимается. Так, в прошлом году в соответствии с принятым налоговым законом были предоставлены льготы отдельным отраслям реального сектора экономики, снижающие налоговую нагрузку в объеме 500 млн. руб. Речь идет о налоге на имущество, налоге на прибыль, налоговых льготах при инвестировании и других. В 2009 году мы оставляем налоговую нагрузку без изменений.
В настоящее время разрабатывается проект закона, направленный на совершенствования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе предусматривается установление дифференцированных налоговых ставок с 5 до 15 процентов для категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Законодательное Собрание будет рассматривать законопроект в мае-июне месяце.

-По количеству субъектов малого бизнеса в республике по-прежнему лидируют предприятия розничной и оптовой торговли, общественного питания и ремонта автотранспортных средств. Доля же высокотехнологичного производства крайне незначительна. Какие нужны инициативы, на ваш взгляд, чтобы создать условия для изменения структуры малого бизнеса, для увеличения удельного веса промышленности, связи, науки?

-На мой взгляд, на федеральном уровне нет четко проработанной стратегии по привлечению малого и среднего бизнеса в высокотехнологичную сферу производства. Есть ли у нас идеи по привлечению бизнеса в высокотехнологичный сектор? Да, имеются. Я считаю, что надо уходить от монополизма в энергетике, транспорте, строительстве, производстве техники и материалов, т.е. надо создавать отдельные конкурентоспособные структуры. Мы выступаем за создание серии малых предприятий, в том числе при крупных промышленных предприятиях, имеющих свободные производственные площади, за передачу отдельных производственных функций на обслуживание субъектам малого и среднего предпринимательства.
Есть Федеральный Закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он очень сложный, к нему прилагается большое количество различных решений Правительства. На мой взгляд, он плохо работает как по муниципальному заказу, так и по государственному. Получить муниципальный или государственный заказ малым предпринимателям очень сложно. Поэтому я считаю, что нужны поправки к этому федеральному закону, чтобы бизнес приходил в реальное производство. Мы работаем совместно с Минэкономразвития над решением этих вопросов. На сегодняшний день к этому Закону приняты некоторые поправки. Если раньше квота для малого бизнеса составляла 20%, то теперь с учетом поправок - 30%. Но этого все равно недостаточно. Закон настолько сложен, что в Москве создан специальный институт, который разъясняет бизнесу, как с этим законом и подзаконными актами работать. Нам нужны инициативы. Идеи со стороны ученых, бизнесменов есть, и их много.
(продолжение следует…)

Вести Гаранта

Новшества для общества с ограниченной ответственностью
Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, приводящие к преобразованиям в правовой регламентации создания и деятельности обществ с ограниченной ответственностью. Закон вступит в силу только с 1 июля 2009 года, однако уже пора его изучать и предполагать, чего ждать участникам гражданского оборота от будущих изменений.
В рамках настоящей статьи хотелось бы остановиться на самых интересных, на взгляд автора, новеллах законодателя.

Документов будет меньше
Самое очевидное изменение, необходимость которого уже много лет активно обсуждалась в литературе, - это уменьшение количества учредительных документов общества с ограниченной ответственностью. Теперь у общества с ограниченной ответственностью, как и у акционерного общества, будет только один учредительный документ - устав.
Таким образом, исчезает единственная коммерческая организация, имеющая два учредительных документа. Единственная цель этого изменения - практическое удобство. Существование двух учредительных документов создавало некоторый дискомфорт у участников оборота, поскольку разная процедура изменения этих документов зачастую приводила к тому, что они содержали противоречивые сведения. И хотя процедура разрешения данной коллизии была специально указана в законе, само существование таких противоречий, видимо, могло вводить в заблуждение малосведущих в законе лиц. Указывали также на несение обществом лишних расходов на копирование и предоставление нотариально удостоверенных копий двух документов.

Ограниченная свобода
Последнее ограничение должно уменьшить число "брошенных" обществ, из которых вышли все участники, что улучшит Единый реестр юридических лиц и снимет с государства расходы, которые оно несло на периодическую "чистку" реестра и освобождение его от таких пустых обществ. Еще в процессе обсуждения возможности внесения такого изменения в закон высказывались опасения, что в этом случае не вполне справедливым оказывается возложение расходов на ликвидацию общества на "неудачливого" участника, который написал заявление последним.
Конструктивными являются изменения процедуры выхода из общества и последствия такого выхода. Последствия выхода участника четко и однозначно определены п. 6.1 ст. 23 Закона. В этом случае выплачивается действительная стоимость доли (в этой части положение сохранилось), однако определяется эта стоимость на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества (выделено мной. - С.Ф.). Ранее вопрос о том, на какой именно период следует определять действительную стоимость доли, был очень спорным и актуальным для судебной практики. Существенно сокращен срок выплаты действительной стоимости: теперь это всего лишь 3 месяца с момента возникновения соответствующей обязанности (для сравнения: ранее этот срок составлял 6 месяцев года, следующего за годом выхода).

В целом новый Закон можно оценить как прогрессивный, улучшающий правовое регулирование отношений в обществах с ограниченной ответственностью. Возможно, те критические замечания и опасения, которые были высказаны в настоящей статье, не найдут своего подтверждения. Вместе с тем до введения его в действие есть несколько месяцев, и, вероятно, некоторые критические замечания еще будут учтены, а отдельные положения закона - смягчены или исключены из закона.

Вернуться назад

Следующий номер