Информационно-аналитическая листовка
для малого и среднего бизнеса

31 мая 2009г. №2

Деловой визит

Редакционная колонка

УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА!

При работе над новым номером «Делового визита», редакция учла Ваши пожелания по поводу организации на наших страницах рубрики «Вопрос-Ответ». Именно для этих целей нами открыт дополнительный электронный почтовый ящик – mpk-dv@mail.ru . Вы можете писать по данному адресу любые вопросы, которые возникают у Вас, в связи с организацией или ведением дел в бизнесе. Наши эксперты в области права и экономики постараются в кратчайшие сроки, отвечать на самые интересные вопросы на страницах «Делового визита». Общие вопросы также не останутся без внимания, и ответы на них авторы получат по электронной почте.
Также в этом номере мы публикуем аналитическую статью по вопросу налоговой оптимизации. В частности речь пойдет о НДФЛ и ЕСН.

Новости

Ставка рефинансирования в очередной раз снижена
С 14 мая Центральный Банк России в очередной раз снизил ставку рефинансирования – до 12%. Тремя неделями ранее ставка рефинансирования была снижена с 13% до 12,5%. Как видно, менее чем за месяц Центробанк снизил ставку рефинансирования на 1 процентный пункт. Это позитивный сигнал, который которые денежные власти посылают финансовому рынку.
Темпы инфляции за последние два месяца существенно снизились,  и денежный регулятор счел возможным понизить стоимость кредитных ресурсов. Дополнительно на снижение инфляции повлияет грядущее повышение обязательных резервных требований. Кроме того, вследствие сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию, летом текущего года инфляция будет минимальной – не более 0,5% в месяц. В предыдущие годы, в летние месяцы, в России несколько раз регистрировали дефляцию. Все факты говорят о том, что инфляция снижается, и это будет серьезным импульсом для снижения кредитных ставок.
Однако вслед за снижением ставки рефинансирования российские банки не торопятся снижать свои ставки по кредитам. В настоящее время имеется информация лишь о том, что Сбербанк с июня месяца, возможно, начнет снижать ставки по кредитам.
На фоне всеобщего кредитного «голода» Центробанк опубликовал удивительно радужную статистику по объемам кредитования российской экономики. Если верить отчетным данным ЦБ, за первый квартал текущего года объем банковских кредитов в номинальном выражении возрос по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 8%.

Минэкономразвития опубликовало «Основные итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2008 год»
Как отмечает Министерство, в 2008 году темпы роста производства в Карелии были ниже, чем в России: 100,01% против 102,1%, соответственно. В условиях финансового кризиса объем инвестиций в основной капитал возрос на 6,7%. Положительная динамика производства (рост за 2008 год) зарегистрирована в следующих отраслях:
-добыча полезных ископаемых (14,2%);
-производство обуви и изделий из кожи (13,3%);
-производство целлюлозы и древесной массы (6,9%);
-производство резиновых и пластмассовых изделий (31,1%);
-производство транспортных средств и оборудования (22,9%);
-производство электроэнергии (4,7%);
-металлургическое производство (4,4%).
Кроме того, возросли объемы производства сельхозпродукции на 6,2%.
Во всех остальных секторах экономики – снижение по итогам 2008 года.

Что происходит с ценами на недвижимость?
Во время кризиса цены на жилую недвижимость на вторичном рынке заметно сократились. С середины 2008 года снижение составляет в среднем до 20%. На рынке нового жилья застройщики совсем неохотно снижают цены на квадратные метры. Это в Петрозаводске.
Как же обстоят дела в других регионах? Стоимость однокомнатной квартиры в Петрозаводске сейчас уже почти сравнялась питерской. В Новосибирске (крупнейший промышленный и финансовый центр Сибири, население – более 1,5 млн. чел.) новые квартиры стоят в 1,5 - 2 раза дешевле чем в Петрозаводске. К примеру, в Петрозаводске новую однокомнатную квартиру с отделкой «под ключ» можно приобрести в среднем за 2 млн. руб., в Новосибирске – за 1,2 млн. руб.
Сопоставимое по качеству жилье на вторичном рынке в Западной Европе стоит значительно дешевле чем у нас в России. В Петрозаводске стоимость одного квадратного метра в районах Древлянка и Кукковка превышает тысячу евро. Для сравнения: стоимость квадратного метра в столице Германии (на окраинах Берлина) в многоквартирных домах составляет менее 700 евро.

Лицо номера
В.В. Дубов

Уважаемые читатели, в первом номере нашей листовки мы опубликовали начало эксклюзивного интервью, которое дал корреспонденту «Делового визита», Валерий Васильевич Дубов, депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, председатель Комитета по экономической политике и налогам. Тогда были затронуты актуальные вопросы для малого бизнеса по переходу на упрощенную систему налогообложения на основе патента. Также обсуждалась тема перспектив изменения структуры карельского бизнеса в сторону увеличения долей промышленности, связи, науки. Сегодня мы представляем окончание данного интервью.

- Валерий Васильевич, существует ли в республике ответственная комиссия по решению проблем малого и среднего бизнеса?

-В соответствии с Законом РК «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства в Республики Карелия», Правительство республики должно образовать Совет по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. К сожалению, образование Совета затянулось. Он создается уже в течение полугода – это, конечно, недопустимо долго.

-Депутаты ЗС приняли решение об увеличении бюджетных ассигнований по данному направлению. Скажите, о какой сумме идет речь? И на что конкретно планируется потратить эти средства?

- Согласно региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республики Карелия на период до 2014 года» объем финансирование в 2009 году составит 40,4 млн. рублей. Часть этой суммы пойдет в Гарантийный залоговый фонд, часть на субсидирование части процентной ставки по привлеченным кредитам, часть на имущественную, информационную и кадровую поддержку.

- Каких конкретных результатов добился комитет по экономической политике и налогам в 2008 году? Как вы планируете помогать бизнесу в дальнейшем?

-Как я сказал ранее, мы освободили бизнес от налогов на общую сумму в 500 млн. руб. Кроме того, мы приняли имущественный закон: предпринимателям предоставлено преимущественное право приобретать арендуемое имущество площадью до 2000 кв. метров с рассрочкой оплаты до 5 лет.
С 1 января 2009 года введен мораторий на принятие решений о повышении арендной платы по заключенным договорам аренды государственного имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства.
По инициативе депутатов Правительством РК принято решение о создании Гарантийного фонда по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса по банковским кредитам.
Очень важно, что мы провели два парламентских слушания. После их проведения на глазах стала расти активность малого и среднего бизнеса. Предпринимательское сообщество стало выдвигать новые требования и предложения, к нам пришла петиция из 14 пунктов законодательных инициатив. Мы расшевелили бизнес-сообщество, нам удалось создать информационный посыл.
Стал создаваться перечень государственного имущества, которое будет сдаваться в аренду малому и среднему бизнесу. Заработал бизнес-инкубатор, хотя и есть большие вопросы, связанные с его функционированием. Мы подводили итоги и договорились о том, что в крупных городах республики нужно создавать филиалы бизнес-инкубатора и в первую очередь туда вовлекать молодежь. Считаем, что молодежь должна создать паспорт инновационных идей.
Очень важно при разработке схем территориального планирования муниципалитетов и генеральных планов поселений зарезервировать для малого и среднего бизнеса земельные участки. Мы сейчас над этим работаем.
Сделано не мало, но еще многое предстоит сделать.

Деловой совет от гостя:

-Мой совет один: всегда и везде быть активным. Слово «кризис» на китайском языке обозначается двумя иероглифами: первый иероглиф - «опасность», а второй - «возможность». Вот и надо использовать новые возможности всегда и везде.

Корреспондент: Толмачев Павел


Напоминаем также, что все вопросы, которые, может быть, возникли у Вас при прочтении материалов «Делового визита», Вы можете отправлять нам по электронной почте: mpk-dv@mail.ru.

Экономическая экспертиза

В этой колонке мы представляем вниманию читателей аналитические материалы нашего обозревателя Николая Касьянова. Предлагаем вам расширить свои познания в области налогового законодательства. Используйте эту информацию: она вам обязательно поможет.

Как сэкономить на ЕСН и налоге на доходы физических лиц?
В условиях конкурентной борьбы предприниматели стремятся к сокращению издержек, в том числе налоговых. Как показывает практика, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и единый социальный налог (ЕСН) являются наиболее обременительными для бизнеса. По НДФЛ (ставка 13%) предприятие-работодатель выступает в качестве налогового агента, удерживая этот налог с зарплат и прочих доходов своих работников. ЕСН (ставка 26%) со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС) включается в состав затрат и выплачивается за счет собственных средств хозяйствующего субъекта. Можно ли в рамках Закона уменьшить налоговое бремя? Оказывается, что можно.
В российской практике ведения бизнеса учредители (на большинстве коммерческих предприятий они же являются и руководителями) получают свои доходы в виде зарплаты. А зарплата, как мы знаем, облагается двумя налогами – НДФЛ и ЕСН. Учредитель имеет законное право направить прибыль своего предприятия на выплату дивидендов. Дивиденды в соответствии с Налоговым Кодексом облагаются налогом по ставке 9%. Разница в 4 процентных пункта при больших суммах дает вашему бизнесу существенную экономию на НДФЛ. Поэтому для учредителя целесообразнее распределять в свою пользу дивиденды и начислять себе сравнительно небольшую зарплату, не нарушая Трудовой Кодекс. Дивиденды не облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование: вы сэкономите и на этих налоговых платежах. С другой стороны, при начислении зарплаты в меньшем размере увеличится прибыль предприятия, и недоплаченный ЕСН будет скомпенсирован дополнительным налогом на прибыль (в таком же размере). А если ваше предприятие убыточное, то вы сэкономите на НДФЛ 4 процентных пункта и еще 26 процентных пунктов на ЕСН, поскольку налога на прибыль к уплате все равно не будет.
Возникает законный вопрос: имеют ли право учредители убыточного предприятия начислять дивиденды в свою пользу? Да, имеют, но в таком случае можно начислить дивиденды только за те года, в которых предприятие имело прибыль. Эта практика нашла поддержку в решениях Высшего арбитражного суда РФ.
Пример. Фирма «Х» по данным бухгалтерского учета получила чистую прибыль за 2007 год в размере 1400000 руб. В 2008 году, а также в 1 квартале 2009 года фирма «Х» работала с убытком. В феврале 2009 года учредитель (он же руководитель) принял решение о распределении чистой прибыли 2007 года на дивиденды в размере 1000000 руб. При выплате дивидендов с них удерживается налог по ставке 9% и перечисляется в бюджет. Сумма налога с 1000000 рублей дивидендов составит 90000 руб., учредитель получит «на руки» 910000 руб. Сравните: если бы учредитель фирмы «Х» начислил себе зарплату в размере 1000000 руб., то с этой суммы пришлось бы платить 390000 руб. налогов (130000 руб. НДФЛ и 260000 руб. ЕСН). Экономия в случае начисления дивидендов составит 300000 руб.
Если предприятие использует специальный налоговый режим (ЕНВД или УСН), то такое предприятие также имеет право выплачивать дивиденды учредителям. В этом случае необходимо вести бухгалтерский учет.
«Деловой визит» рекомендует бизнесменам использовать широкие возможности по снижению налогового бремени, но всегда надо помнить правило налоговой оптимизации: главное - не переборщить.

Экономический обозреватель: Николай Касьянов

Вести Гаранта

Налоговое бремя на фонд оплаты труда с 2011 г. хотят увеличить до 34%
30.04.2009г в ГД РФ внесен проект ФЗ об отмене с 1 января 2010 г. единого социального налога и введении страховых взносов на конкретные виды социального страхования.
Законопроект определяет плательщиков страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, базу для их начисления, тарифы, расчетный и отчетный периоды, порядок исчисления и уплаты страховых взносов. Предлагаемые законопроектом объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов в основном совпадают с установленными в настоящее время объектом налогообложения и налогооблагаемой базой по ЕСН.
С 01.01.2011г. предусматриваются следующие тарифы страховых взносов: для ПФР - 26%, для ФСС РФ - 2,9%, для ФФОМС - 2,1%; для ТФОМС - 3%. Таким образом, налоговое бремя плательщиков увеличится с 26% до 34%, но только с 2011 г. В 2010 г. тарифы предлагается сохранить в размерах действующих ставок ЕСН, применяемых к первому порогу регрессии. Для работодателей база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат, превышающих указанную сумму, страховые взносы взиматься не будут. Величину базы планируется ежегодно индексировать.
Существующие льготы по уплате ЕСН не предполагается распространять на страховые взносы. Вместе с тем, в 2010г. для некоторых категорий плательщиков планируется сохранить тарифы страховых взносов в действующих льготных размерах (например, для с/х товаропроизводителей, для применяющих УСН или ЕНВД, для общественных организаций инвалидов). Для части таких плательщиков предусматривается постепенное повышение тарифов страховых взносов в течение 2011-2014гг.

Главные задачи конкурентной политики государства - снижение административных барьеров и развитие инфраструктуры
Распоряжение Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р утверждена программа развития конкуренции в РФ определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 г.
Состояние конкурентной среды в настоящее время характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, несоответствием темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса. Снизить административные барьеры призваны следующие меры: передача полномочий по лицензированию наиболее массовых видов деятельности региональным органам власти; замена обязательной сертификации ряда услуг декларированием соответствия. Следует заменить госконтроль качества в сферах здравоохранения, транспорта, нефтехимии, производства продуктов питания и строительных материалов соответствующей деятельностью аккредитованных субъектов рынка - лабораторий, исследовательских и испытательных центров и др.
Важным инструментом защиты конкуренции является антимонопольное регулирование. Предлагается изменить порядок установления доминирующего положения хоз. субъекта (определять его по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли на рынке), пересмотреть подход к контролю экономической концентрации (сократить количество рассматриваемых антимонопольным органом сделок, не влияющих на состояние конкурентной среды). Планируется усовершенствовать систему ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Особое внимание уделено расширению доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Для повышения эффективности таможенно - тарифного регулирования необходимо провести анализ действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию. Благотворно на состоянии деловой активности должны сказаться такие меры налоговой политики, как упрощение процедур представления налоговой отчетности, сокращение срока возмещения НДС для добросовестных налогоплательщиков, налоговое стимулирование развития технологий и снижения издержек.

Вернуться назад

Предыдущий номер      Следующий номер